С Расминой Гурбатовой мы впервые встретились еще в 2012 году, когда бренд Resm только заявил о себе. За годы существования Resm превратился не только в серьезный ювелирный национальный бренд, но и стал синонимом изящества, качества и красоты.
О том, какие изменения произошли на ювелирном рынке Азербайджана вообще и в Resm в частности, а также об ожиданиях от будущего – в нашей сегодняшней беседе с Расминой ханум.
- Расмина ханум, существует теория о том, что каждые семь лет в жизни человека знаменуют собой определенный цикл. Мой вопрос неслучаен: первая наша встреча состоялась в 2012 году.
- Да, я знаю об этой теории и согласна с ней. Для Resm эти семь лет стали сроком, в течение которого мы превратились в бизнес с достаточно ощутимым прогрессом. У нас значительно расширилась и обогатилась линейка продукции, производство осуществляется в основном уже в нашей стране, появилась дополнительная линия шарфов и мужских аксессуаров с национальными узорами…
Так что, я бы сказала, что сегодня у меня появилась уверенность в том, что Resm состоялся как бренд, потому что сейчас я четко вижу направление, в котором нам надо двигаться дальше. И эту уверенность помогает укреплять осознание того, что я иду вперед без прежних ошибок, на которых многому научилась, и уже не одна, а с командой.
Кстати, если говорить об изменениях в себе за эти семь лет, то я сама очень выросла… Понимаете, я никогда не позиционировала себя как бизнес-вумен, да и не стремилась к этому. Но мне пришлось ею стать, потому что иначе бизнес построить было бы невозможно.
За время существования Resm научилась очень многому, начиная с основ бизнеса до того, как вести административную работу, разрабатывать стратегию и контактировать с налоговой и другими государственными инстанциями. За прошедшие семь лет у меня было немало ситуаций, в которых мне приходилось раз за разом отвечать самой же себе на вопрос, насколько я хочу заниматься этим бизнесом и стоит ли пытаться его развивать. И несмотря на кажущуюся сложность таких ситуаций, они на самом деле очень нужны и важны, ведь по сути, они способствовали росту моей уверенности. В себе, в том, что я правильно выбрала сферу своей деятельности, в компании Resm.
Так что, если подытожить, то это было семь лет уроков, которые я прошла, и на которых многому научилась.
Ну и, безусловно, я очень рада, что сегодня у меня появилась настоящая команда. Потому что начинала я сама, и сейчас даже смешно вспоминать, как во время собеседования с моей первой сотрудницей я, отвечая на ее вопросы о том, кто у нас отвечает за какую часть бизнеса и производства, постоянно отвечала: «Я». Как герой фильма «Операция Ы» (смеется).
Ну, а то, что осталось неизменным – это то, что наш бизнес все же остается творческим.
- А сколько сейчас человек в вашем коллективе?
- В общей сложности 20.
- А бутик Resm пока один?
- Да. Не скрою, я задумывалась над тем, что надо расширять сеть магазинов, но… потом решила, что мы лучше будем развиваться вертикально, делая акцент на качестве и развитии производства. Мне это намного ближе, чем ритейл, хотя он, безусловно, важен.
- К тому же, один бутик – это эксклюзивность.
- Ну да. Опять же, порывы открыть еще один магазин у меня были. И возможно, в будущем я это сделаю. Но пока, видимо, не время. Как я уже говорила, для меня важна гармония во всем.
- А что Вы подразумеваете под этим словом в данном контексте?
- Поясню: были случаи, когда я пыталась создать что-то, исходя не из порыва души, не из уверенности, что вот это – «то самое», а чисто на основе амбиций и чистого расчета. Не спорю: возможно, такой подход тоже нужен и иногда оправдан, но я думаю, что в бизнесе, подобном Resm, все же нужны иные акценты. Важно оставаться верным, как бы высокопарно это ни звучало, основной идее, а это значит, быть верным искусству, культуре, дизайну, чем выпускать продукцию, которая станет массовой.
Опять же, для каждого вида бизнеса есть разные пути развития, но путь Resm – однозначно такой: оставаться гармоничным, не изменять себе. Может быть, я сейчас рассуждаю по-женски, ведь у нас многое основано на чувствах, интуиции, эмоциях. Но это – мой путь. Возможно, к этому выводу я тоже пришла окончательно спустя те самые семь лет.
- Говоря о производстве, Вы сказали, что частично оно все же осталось за пределами страны.
- Да, потому что есть линейки, которые мы выпускаем с первого дня, и их уже легче выпускать там, где их производили изначально. А вот новые коллекции мы производим в Азербайджане, чему я очень рада и чем горжусь. Я закупила все необходимое оборудование, пригласила ювелиров.
Наша страна всегда славилась мастерами ювелирного дела. Другое дело, что в постсоветское время многие из них или уехали, или занялись в переходный период чем-то другим, и в итоге так и остались в новой сфере… Но сейчас уже, во-первых, многие возвращаются, а во-вторых, появилось много молодых специалистов. Конечно, мы отправляем их на тренинги, ведь у нашего производства – своя специфика. Но в целом я могу с гордостью сказать, что у нас получилось, и я довольна качеством выпускаемой продукции.
Кроме того, за границей – в Турции – мы производим шарфы, правда, по нашему дизайну.
- А сколько всего коллекций на сегодняшний день производит Resm?
- У нас примерно 9 линеек продукции и около 1000 наименований изделий. И около 10 коллекций шарфов.
- Вы согласны с тем, что если творчеством заниматься на постоянной основе, и если это – действительно дело твоей жизни, то вдохновение и вместе с ним и идеи начинают приходить намного чаще?
- По-разному бывает… Есть идеи, которые озаряют внезапно, в совершенно, казалось бы, далеких от работы обстоятельствах. А есть те, что зреют годами, в долгом поиске воплощения. Бывает и те, что вроде бы, кажутся просто блестящими, но… не внедряются.
- Почему?
- Потому что для меня важно, чтобы все было гармонично. Понимаете, идея может быть действительно прекрасной, но для ее действительно настоящего воплощения может чего-то не хватать. Есть некая грань, тонкая, как лезвие бритвы, на которой сложно удержаться, но я стараюсь. Потому что Resm – это не просто ювелирный бренд, это бренд, пропагандирующий национальное искусство и культуру. А азербайджанская культура очень богатая, это кладезь идей, вдохновения, красоты… Поэтому нужно не только брать из нее (хотя бы то же вдохновение), но и возвращать ей сполна… Нужно использовать все, уже существующие и воплощенные нашим народом произведения искусства настолько бережно, чтобы не скатиться в спекуляцию на этом и не превратиться в китч.
- Вы предвосхитили мой вопрос. Сегодня на рынке появилось немало фирм, производящих похожую продукцию. Но есть последователи, а есть – подражатели. Как вы относитесь и к тем, и к другим? И нет ли у вас некоей здоровой ревности к конкурентам?
- Меня очень радует появление новых брендов, а еще больше, когда я вижу в их продукции те самые вдохновение и гармонию, которым сама уделяю так много внимания. Я считаю, что чем больше креативных людей в стране, тем лучше, и мне очень нравится, что на нашем рынке появились очень достойные бренды. Ревности у меня нет, напротив, я радуюсь, когда вижу, что кто-то создал то, что мне, может быть, и в голову не пришло. Но это ведь нормально и логично, я не могу делать все, да и не хочу.
А подражатели… ну, я об этом сказала выше – это, безусловно, расстраивает и порой даже причиняет боль. И я не о подделках под наш бренд, это – другая история. А о тех, кто пытается именно спекулировать на национальной культуре, производя какой-то сомнительный продукт в расчете на быструю прибыль… Это очень удручает.
Мне кажется, у представителей сферы искусства все же должна быть миссия – формировать вкус… Как бы громко это ни звучало.
- Вернемся к прозе жизни. Вы упомянули непростой период вникания в тонкости взаимодействия с налоговыми органами. На Ваш взгляд, изменилась ли ситуация в этой сфере за последние годы, и можно ли строить бизнес действительно прозрачно?
- Ситуация, безусловно, изменилась. Сегодня нет того хаоса, который наблюдался еще несколько лет назад. Все стало легче, понятнее, прозрачнее. Если кратко, то сегодня появились правила, следуя которым, можно построить бизнес.
- Но отношение к уплате налогов у наших сограждан осталось все же скорее отрицательным.
- Возможно, это отголоски прошлого, когда в этой сфере царил хаос, предпринимателям было ничего непонятно, а некоторые инстанции этим пользовались.
Народ ведь у нас очень работящий, но порядок необходим, а для его обеспечения нужны четко работающие законы. Меня очень радует, что сегодня государство занялось всеми пробелами в этой сфере, и я думаю, что в наступающем году предпринимателям в нашей стране будет еще проще и легче вести бизнес.
- Расмина ханум, а есть ли новости по поводу запуска более доступной линии продукции?
- Да, есть. У нас вскоре будет совершенно новая серебряная коллекция. Правда, я бы не сказала, что она будет совсем уж недорогая, потому что мы остаемся верными принципам создать нечто одновременно эксклюзивное и качественное. Я подумала, что эта коллекция не должна повторять те, что уже есть, а являть собой нечто совершенно новое. Но главное, чтобы она продолжала восхищать и приносить радость. Так что в настоящее время я работаю над дизайном, формой… в общем, идет творческий процесс.
- Как давно Вы представляли свою продукцию на международных ювелирных выставках? И как Вы думаете, может, есть смысл провести подобную выставку в нашей стране? Ведь опыт проведения таких мероприятий у нас достаточно большой.
- Мы давно не выезжали, потому что пока с этим есть определенные сложности, в основном, связанные с логистикой и с процедурами ввоза-вывоза ювелирных изделий из страны. Этот вопрос я уже не раз поднимала в структурах, и надеюсь, что следующий год станет результативным в этом смысле. Ведь у нашей страны, ко всему прочему, огромный потенциал экспорта ювелирных изделий. И когда-то мы с успехом этот экспорт осуществляли.
Но сейчас период преобразований, реформ, так что я думаю, что и в этой сфере нас ждут позитивные перемены.
- Ну, а туристы? Они покупают изделия Resm?
- Да, но в основном, нашей продукцией интересуются туристы из Европы и стран СНГ.
- А вообще вкус покупателя за прошедшие семь лет изменился?
- Да, и сам Resm тоже изменился, у нас стало больше деликатных, изящных изделий. Но при этом остаемся верными своей основной концепции.
- Вы упомянули о социальных проектах, расскажите о них подробнее, пожалуйста.
- Мысль делать подобные проекты была у меня с первого дня существования Resm, но так получилось, что реализовать первый получилось только в 2017 году. Тогда это был конкурс рисунка изделий с национальным орнаментом, в котором принимали участие три возрастные группы детей, от 6 до 16 лет. По итогам было выбрано 23 финалиста, и конкурс неожиданно так «выстрелил», что в 2018 году конкурсных работ было целых 550. Это уже был конкурс рисунка, посвященного Дню Земли (22 апреля). Особенность конкурса была в том, что нужно было нарисовать картину, посвященную охране флоры и фауны Азербайджана и умело вписать туда национальные орнаменты. Кроме того, каждый участник конкурса должен был также написать небольшое эссе, объясняющее, почему его волнует данная проблема. На этот раз конкурс продлился до сентября, и уже в октябре мы объявили 9 финалистов, по три в каждой возрастной категории. Конечно, отбирать из такого количества работ только 9 было сложно, но мы справились. В жюри были, конечно, сами сотрудники Resm, а также представители Минэкологии и посольства США. Дело в том, что представитель посольства является нашим постоянным клиентом, и он сам выразил желание поддержать этот конкурс.
И, наконец, третий конкурс прошел в 2019 году, и на этот раз в нем принимали участие молодые художники. Это был конкурс портретов, но необычных, а с обязательным использованием при их написании национальных орнаментов и изделий Resm. В финале конкурса состоялась выставка работ участников в Музейном центре Баку, что для молодых конкурсантов уже стало почетной наградой. Но мы, конечно же, выбрали финалистов, которым вручили памятные призы и специально изготовленные в Resm кулоны с весьма вдохновляющим слоганом: «Ürəkdə doğulan bir hiss Rəsmdə əksini tapır» (Чувства, рождённые в сердце, находят свое отражение в рисунках).
Меня очень обрадовало, что все участники проекта испытали вдохновение и желание творить – пусть не в сфере ювелирного искусства, а каждый в своей. Но тем не менее, подарить людям такие эмоции – дорогого стоит.
1news