Армянские компании совместно с иностранными партнерами на протяжении почти 30 лет разрабатывали месторождения природных ресурсов на территории оккупированного Нагорного Карабаха и прилегающих к нему районов Азербайджана вопреки всем нормам международного права.
За эти годы за счет нещадной эксплуатации природных ресурсов сепаратистский режим в Карабахе и его покровители в руководстве Армении заработали миллиарды долларов.
Однако после того, как в результате 44-дневной Отечественной войны Азербайджан восстановил контроль над большей частью ранее оккупированных территорий, грабители один за другим начали терять источники своих огромных доходов.
Так, следом за лишением дохода от эксплуатации месторождения золота «Союдлу» (в Армении называется Зодским) на территории освобожденного Кяльбаджарского района, от сепаратистов утекает и другой крупный денежный источник – Кашенский медно-молибденовый рудник на севере Нагорного Карабаха (расположен недалеко от города Агдере).
Как сообщает армянское издание Hetq, эта шахта простаивает с момента начала военных действий в Карабахе 27 сентября.
По итогам трехстороннего соглашения о прекращении огня от 10 ноября, подписанного лидерами РФ, Азербайджана и Армении, сам завод горнодобывающего комплекса остался на той территории Карабаха, где живет армянское население и присутствуют российские миротворцы, а насосная станция – на территории, полностью контролируемой Азербайджаном. Без нее шахта не может функционировать.
Как отмечает издание Hetq со ссылкой на представителя самопровозглашенного режима Карабаха, может потребоваться новая насосная станция, а это трудоемкое и дорогостоящее мероприятие, на которое у нынешнего оператора, по всей вероятности, средств нет.
Кашенским рудником управляет Base Metals – дочерняя компания армянского конгломерата Vallex Group, ключевого игрока горнодобывающей индустрии Армении, долгие годы обеспечивавшего до 35% всех отчислений в бюджет сепаратистского режима.
Согласно данным, которые приводит Hetq, в 2019 году компания выплатила 18,7 млрд драмов (38,8 млн. долларов) налогов в бюджет Карабаха, в первом полугодии 2020-го – 6,7 млрд. драмов (около 14 млн. долларов). Для сравнения: весь бюджет сепаратистов в 2016 году составил 89 млрд драмов (около 185 млн долларов).
Таким образом, непризнанный режим Карабаха может потерять одного из крупнейших спонсоров.
В целом, по данным Hetq, горнодобывающая промышленность в прошлом году составила 13,7% ВВП непризнанного режима, или около 47 млрд драмов (97,6 млн. долларов).
По данным издания Asbarez, карабахские рудники были главным двигателем экономического роста сепаратистского образования в последние несколько лет. Только с января по сентябрь 2017 года был зарегистрирован рост в 7%.
В июле этого года компания Vallex сообщила, что за все эти годы инвестировала 250 млн. долларов в горнодобывающий комплекс Кашен, открыв 1450 рабочих мест. Сообщалось, что месторождение содержит около 56 млн. тонн руды, и компания планировала добывать 1,75 млн. тонн руды ежегодно. Руководство марионеточного режима, в свою очередь, в 2016 году отмечало, что запасов месторождения хватит для того, чтобы новый комплекс работал, как минимум, 25 лет. Однако все оказалось не столь радужно.
Компания Base Metals начала разработку месторождения Кашен в 2013 году, после того, как другие источники меди на территории Карабаха были истощены. Об этом на протяжении последних нескольких лет открыто пишут армянские СМИ.
Ранее Base Metals эксплуатировала рудник золота и меди в 40 км от Кашена – в Хейвалы, который армяне прозвали Дрмбоном. Он был практически полностью истощен за 10 лет эксплуатации.
В отчете МИД Азербайджана «Незаконная экономическая и другая деятельность на оккупированных территориях Азербайджана» приводится информация о компаниях, задействованных в незаконной разработке недр на оккупированных территориях Азербайджана. Эти территории богаты природными ресурсами – здесь имеется около 155 месторождений драгоценных камней, минералов и железа, включая богатые месторождения цветных металлов, золота, ртути, свинца, каменного угля и цинка, перлита и других.
«Продукция горнорудной промышленности, незаконно добываемая на оккупированных территориях без соблюдения экологических стандартов, как сырье поставляется в Армению, перерабатывается на заводах, а затем экспортируется в качестве сырья или полуфабриката», - отмечал в 2018 году Хикмет Гаджиев, в то время бывший официальным представителем МИД АР (ныне – помощник Президента).
Разграбление природных ресурсов осуществлялось с параллельным нанесением колоссального ущерба экологии региона.
Экологические проблемы на территориях рудников, которые эксплуатировала компания Vallex, отражены в отчетах международных организаций, в том числе Всемирного банка, а также СМИ, в том числе армянских. Примером может послужить история разработки этой компанией месторождения Техут на севере Армении, около границы с Грузией.
Именно нарушение компанией природоохранного законодательства, после многочисленных акций протеста, стало причиной приостановки со-финансирования проекта одним из зарубежных кредиторов.
Компания-разработчик отмечала, что вложила в проект Техут около 340 млн долларов, большая часть которых была одолжена у ведущего российского банка ВТБ под залог имущественного комплекса медеплавильного комбината Алаверди, также находящегося во владении Vallex.
В 2013 году компания также привлекла 62 млн долларов финансирования от датского Пенсионного фонда. Эти деньги должны были быть частично или полностью направлены на закупку металлургического оборудования у другой датской компании FLSmidth. Однако в 2017 году государственное кредитное агентство Дании приняло решение отозвать гарантии экспортных кредитов операторам шахт на месторождении Техут, обвинив частного владельца в несоблюдении экологических стандартов.
В заявлении об отмене кредита для Техутского рудника Государственное кредитное агентство Дании отмечает наличие проблем с загрязнением воды в районе добычи, с сейсмоустойчивостью дамбы хвостохранилища рудника, а также плохие условия труда. Hetq также отмечает, что в районе рудника было вырублено около 140 гектаров леса.
Издание приводит слова сотрудника компании Vallex Давида Тадевосяна, который открыто заявил о нескольких случаях, когда вода из хвостохранилища сбрасывалась в реку, что, однако, по его словам, «никак не влекло загрязнение реки».
Эксплуатация месторождения Техут неоднократно собирала акции протеста эко-активистов, однако их голоса не были услышаны. Ввиду многомиллионных просроченных кредитов компании Vallex банку ВТБ, в конце 2018 года месторождение Техут было конфисковано.
Председателем группы компаний Vallex является российско-армянский бизнесмен Валерий Межлумян – один из тех бизнес-магнатов, между которыми до недавнего времени были поделены основные доходные сферы в Нагорном Карабахе.
«Карабах давно поделен между несколькими игроками. Тепличные условия позволили им монополизировать все экономическое пространство оккупированного Карабаха, превратив армянскую общину региона в доступный и низкооплачиваемый трудовой ресурс, для которого единственной альтернативой может быть эмиграция – это и есть карабахское «экономическое чудо», - говорится в статье «Вестника Кавказа» от августа этого года.
«Секрет успеха – в освоении «госзаказов» и абсолютном отсутствии конкуренции», - отмечает издание.
На фото: глава непризнанного режима Араик Арутюнян и основной акционер Vallex Group Валерий Межлумян (справа).
Валерий Межлумян фигурирует и в исследовании под названием «Narco-Karabakh» автора под псевдонимом Гарольд Кейн. В главе 19 «Куда ушло все золото?» автор подробно описывает черные схемы по зарабатыванию миллионов на вывозе карабахского золота, в чем не последнюю роль играет Межлумян.
«Разграбляя природные богатства, опустошая оккупированные территории Азербайджана и вовлекая в это преступление иностранные компании, Армения стремилась утвердить факт оккупации», - отмечает автор.
В исследовании отмечается, что Межлумян был лично награжден бывшим президентом Армении Сержем Саргсяном за «заслуги перед родиной».
Теперь, когда марионеточный режим утратил контроль над большей частью оккупированных территорий, а операции Base Metals оказались парализованы, Валерий Межлумян и его «партнеры» по разграблению Карабаха – исполнительный директор Base Metals Артур Мкртумян, финансовый инвестор Vallex Group, гражданин Швейцарии Вартан Сирмакес – объявлены в международный розыск по обвинению в незаконной предпринимательской деятельности со стороны Генеральной прокуратуры Азербайджана.
Источник: 1news.az