Токены Internet Computer (ICP) начали торговаться на бирже Coinbase Pro 10 мая. За два дня стоимость цифровой валюты выросла в семь раз и обвалилась в пять, но она все равно вошла в десятку крупнейших в мире по капитализации. Ее создатель в 2018 году в своих твитах сообщал, что хочет победить крупнейшие IT-корпорации и создать гигантский проект «интернет-компьютер», частью которого и являются токены. Какая судьба ждет ICP?
Токены Internet Computer (ICP) начали торговаться на бирже Coinbase Pro в понедельник, 10 мая. Спустя два дня цифровая валюта вошла в десятку крупнейших в мире по капитализации. В четверг, 13 мая, по данным Coinmarketcap на 18:20 (мск), ее капитализация составляет $36,7 млрд.
У создателя ICP британца Доминика Уильямса большие планы — с помощью этого проекта он задумал совершить революцию в интернете и забрать власть над сетью у IT-гигантов — Amazon, Google и Microsoft. Как он планирует этого добиться?
«Интернет будет веселым»
Cоздатель ICP Доминик Уильямс родился в Оксфорде, образование получил в Королевском колледже Лондона (King's College London). Последние 20 лет он строит карьеру теоретика криптографии и предпринимателя, специализирующегося на распределенных системах (базы данных, которые распределены между несколькими сетевыми узлами или вычислительными устройствами. — Forbes) в интернете, говорится в его анкете на сайте Crunchbase. В 2001 году он основал разработчика онлайн-игр Fight My Monster. Одноименная игра для детей от 8 до 13 лет к 2012 году собрала аудиторию почти в 1,5 млн человек, 35% из них находились в США, писали Crunchbase и TNW.
В 2014 году он, по данным американского Forbes, начал работать над алгоритмами для криптовалютных платформ, а уже в 2015-м в его голове родилась технологическая теория, которая легла в основу работы фонда Dfinity, созданного в 2016 году.
11 августа 2018 году в Twitter Уильямс опубликовал манифест со списком целей фонда. Ограничение по знакам в этой соцсети, вероятно, мешало, поэтому Уильямс «разбил» манифест на 16 постов, которые опубликовал подряд, пронумеровав.
Из этих сообщений следовало, что он верит, что интернет изначально стал популярным благодаря открытости и децентрализации. Тысячи независимых интернет-провайдеров создали глобальную сеть и, поэтому в ней процветали предпринимательство, творчество и инновации. Но сейчас интернет стал монополистическим и корпоративным, сокрушался он: большую часть хостинга (то есть подключения к сети) контролируют несколько крупных игроков, например Amazon Web Services и Google, интернет-провайдеры выборочно ограничивают услуги, могут изменять параметры платформы и доступ без предварительного уведомления пользователей и компаний, перечислял Уильямс.
Но, пообещал он, интернет снова станет «веселым», а предприниматели и инвесторы смогут построить новую открытую сеть, в которой расцветет дух новаторства и креативности.
Так, в 16 сообщениях Уильямс фактически объявил о главном проекте фонда — децентрализованной общедоступной сети, или гигантском «интернет-компьютере», работу которого будет поддерживать не одна компания, а все участники протокола Dfinity. Эта сеть замышлялась как облачный блокчейн-сервис, который должен составить конкуренцию облачным сервисам Google Cloud и Microsoft Azure, писал Forklog. Он, к примеру, позволит размещать серверное ПО прямо в сети, разработчики позиционируют проект как первый в мире, который работает на скорости интернета и имеет неограниченную пропускную способность, поясняет директор Binance в России и СНГ Глеб Костарев.
Логотип Dfinity — знак бесконечности. Его смысл Уильямс объяснял в интервью Coindesk. «Биткоин создал рынок криптовалюты, изобретя «цифровое золото». Ethereum показал, как должны работать смарт-контракты. А третий шаг — «бесконечный блокчейн» — должен сделать Internet Computer», — перечислял он.
«Интернет-компьютер» Dfinity запустил в декабре 2020 года, а ICP стал его частью — токены дают возможность принять участие в управлении децентрализованной сетью и заключать смарт-контракты. А с помощью блокчейна ICP разработчики смогут создавать сайты, корпоративные IT-системы, межотраслевые протоколы и NTF, говорилось в сообщении Coinbase по поводу запуска торгов токенов ICP. Уильямс указывал, что придуманная им технология будет в 150 раз превышать производительность блокчейна Ethereum и в 900 раз — Bitcoin.
Кроме того, «интернет-компьютер» предназначен для поддержки блокчейн-версий децентрализованных альтернатив WhatsApp, LinkedIn, TikTok. Альтернативу LinkedIn — LinkedUp — Уильямс уже создал, писал американский Forbes в январе 2020 года. На тот момент это была демонстрационная версия, но она уже имела открытый исходный код. Это означало, что любой сторонний разработчик может преобразовать код программы и вывести свою идею на рынок.
Проект Уильямса в 2018 году поддержали венчурный фонд Andreessen Horowitz и криптовалютный фонд Polychain Capital — они вместе вложили в него $102 млн. Всего же Dfinity привлек $166,9 млн за шесть раундов, следует из данных Crunchbase. По данным CoinDesk, в разное время в фонд проинвестировали Scalar Capital, CoinFund, Multicoin Capital и Greycfroft Partners. Таким образом, Internet Computer — самый хорошо финансируемый проект в криптосфере после блокчейн-платформы Polkadot.
Стоит ли вкладываться в ICP
Первые дни торгов ICP нельзя назвать чистым триумфом. В день размещения на бирже ее цена доходила до $731, после чего обвалилась до $146. Это случилось после того, как несколько крупных бирж, включая Huobi, OKEx и Binance, следом за Coinbase Pro предоставили пользователям доступ к торгам монетой. Это привело к резким колебания цен на ICP, пишет CoinDesk. Усугубил ситуацию и Илон Маск F , который в четверг сообщил, что Tesla отказалась от идеи продавать электрокары за биткоин, тем самым спровоцировав падение рынка криптовалюты. 13 мая на 18:40 по мск ICP торгуется в районе $288. По капитализации ICP занимает девятое место в мире.
«Мы видим интерес со стороны инвесторов к ICP, несмотря на волатильность этой цифровой валюты», — сказал Forbes генеральный директор швейцарской финансовой компании Newcent Владимир Сметанин. Но прогнозировать стоимость монеты в будущем сложно, добавил он.
Судя по дебюту, эти токены пока сложно назвать устойчивыми, считает руководитель отдела анализа данных CEX.IO Broker Юрий Мазур. А сильная волатильность ICP свидетельствует о невысокой ликвидности актива, говорит он. По данным Coinmarketcap на 13 мая объем торгов ICP за сутки приблизился к $1,2 млрд. Для сравнения — у биткоина он превышает $100 млрд, у Ethereum составляет почти $90 млрд, а у Dogecoin — $14,5 млрд.
«В долгосрочной перспективе проект действительно может поменять облик интернета, вернуть ему свободу за счет децентрализации, но это перспектива десятилетия, может, даже не одного», — считает Мазур. К тому же, если в 2018 году такая система смотрелась инновационно, то сейчас она потеряла свою уникальность, считает он. По его словам, другие платформы развивают похожие проекты — Ethereum, Binance Smart Chain.
Как будет себя вести токен ICP, во многом зависит от IT-сектора, считает директор по развитию бизнеса Alfa Asset Management (Europe) S.A. Вадим Погосьян. «Если технологические компании поддержат идею Уильямса и перейдут на его платформу, то валюта точно будет чувствовать себя хорошо», — отмечает он. Есть примеры, когда стоимость пустых криптовалют взлетала до небес, например всем известный Dogecoin, но это скорее исключение, рассуждает Погосьян. С точки зрения здравого смысла, если технология не будет поддержана именно IT-сектором, то платформа умрет и ICP умрет вместе с ней. Поведение криптотрейдеров в данном случае — вторичный фактор, считает он.
«Получит ли Internet Computer поддержку среди IT-компаний — сложный вопрос. В XX веке в США было 3000 автопроизводителей, а к концу века остались единицы. Похожая ситуация сейчас на крипторынке. Несомненно, на смену Bitcoin и Ethereum будут приходить новые более продвинутые проекты. У Internet Computer есть несколько преимуществ перед другими альткоинами. За первую же неделю после выпуска он вошел в десятку самых торгуемых валют. Такое случается редко. Кроме того, в интернете большое количество запросов по нему — значит, люди ищут информацию про ICP. Еще один фактор в поддержку ICP — крупные венчурные фонды и компании участвовали в разработке технологии. У них есть финансовые и медийные ресурсы, чтобы поддержать спрос и выйти из этого проекта с плюсом», — сказал Погосьян Forbes. (Gazeta.ru)