- Доля теневой экономики в странах Африки может превышать 40%
- Борьба с "серым рынком" почти не приносит результатов
- Люди "уходят в тень", для того чтобы спастись от нищеты
Всем людям свойственна "склонность к мелкой торговле, бартерным сделкам и обмену", написал в XVIII веке шотландский экономист и философ Адам Смит.
Менее распространено желание сообщать об этом предпринимательстве властям, которые имеют склонность к регистрации, регулированию и сбору налогов.
Высокий уровень безработицы, противоречивое законодательство и огромные налоги заставили уйти в теневую экономику южноафриканские магазины спаза (небольшие торговые точки шаговой доступности, работающие чаще всего в частных домах), кенийские яуа кали - мастерские ремесленников, которые продают все, что производят, и сенегальскую сеть мелких уличных торговцев-мюридистов.
Одним из итогов этого стало подозрительно низкое число официально трудоустроенных или тех, кто пытается найти работу, а также неоправданно высокий спрос на валюту, так как незаконно существующие компании в основном работают с наличными деньгами.
Теневую экономику, которая охватывает бизнес незарегистрированных компаний или нигде не фиксируемую деятельность зарегистрированных компаний, по определению трудно измерить.
Тем не менее в начале мая МВФ обнародовал новую оценку размера этого неформального сектора.
Экономисты фонда подсчитали масштаб теневой экономики косвенно, на основе имеющихся у МВФ данных о внешних показателях активности, которые трудно скрыть: фиксируемая метеорологическими спутниками яркость огней страны в ночное время, пишет британский журнал The Economist.
Согласно этим результатам теневая экономика средней страны Африки к югу от Сахары составляет почти 40% ВВП. Эта огромная цифра, но уже немного меньше, чем в 1990-х гг. (около 45%).
Более того, доля неформальной экономической деятельности в Африке в настоящее время меньше, чем в Латинской Америке.
Но средний африканский показатель включает довольно широкий разброс: от менее 25% ВВП в Маврикии и ЮАР до почти 65% в Нигерии.
Некоторые политики называют теневой бизнес паразитическим, так как он получает прибыль за счет честных конкурентов, которые соблюдают все законы и платят налоги.
Другие видят в нем непреклонный предпринимательский дух бедной части населения, которое, несмотря на все преграды, работает и строит планы на будущее. Часто этот бизнес не относится ни к тому и ни к другому.
Это просто работодатели, дающие последнюю надежду людям, у которых не так много вариантов трудоустроиться. В странах Африки южнее Сахары примерно треть тех, кто начинает новый бизнес, делает это из-за необходимости, а не желания, что намного выше, чем в других развивающихся экономиках.
Многие присоединяются к теневой экономике, для того чтобы просто избежать нищеты, а не спасаясь от чрезмерного регулирования.