Участники рынка криптовалют нашли способ привлекать в свои проекты сотни миллионов долларов без хлопот, связанных с регистрацией в Комиссии по ценным бумагам и биржам: они продают цифровые токены, выпущенные на основе технологии блокчейн. Хотя кажется, что на этом рынке раздулся пузырь, он может служить хорошей цели.
Процедура выпуска называется «первичное размещение монет» (initial coin offering, ICO). Токены — это перемещаемые активы, в будущем ими можно будет расплатиться за товары или услуги подобно тому, как сейчас люди расплачиваются подарочными картами Amazon. Но следует учесть, что эмитент токенов пока еще ничего не создал и лишь планирует использовать полученные средства для запуска какого-либо сервиса.
Эта краудфандинговая модель похожа на Kickstarter, но имеет дополнительные преимущества: ликвидность самих токенов и глобальный доступ. Партнер венчурной компании Andreessen-Horowitz Баладжи Шринивасан называет рынок ICO «Kickstarter на стероидах», но с учетом всей недавней шумихи он больше похож на Kickstarter на кокаине.
По словам участников конференции Token Summit, прошедшей на прошлой неделе в Нью-Йорке, блокчейн-проекты на ранней стадии с января привлекли более чем на 150 миллионов долларов. На этом фоне рынок венчурных инвестиций выглядит как кружка для подаяния. В мае проект Gnosis разместил 5% выпущенных токенов и привлек инвестиции в эфирах, эквивалентные сумме 12,5 млн долларов. Рыночная цена эфира с тех пор выросла в восемь раз, и получается, что рыночная оценка Gnosis составляет около 2 млрд долларов. В среду браузер Brave, работающий на базе технологии блокчейн, привлек 35 млн долларов за 30 секунд, при этом тысячи заявок покупателей были отвергнуты из-за слишком поздней подачи.
У этого бума есть две основных причины: заоблачные оценки криптовалют и нехватка экономической экосистемы, способной абсорбировать обращающиеся на рынке средства. Большая часть продаж токенов производится на платформе Ethereum, которая в 2014 году сама получила финансирование благодаря размещению токенов. Сразу после выпуска один эфир стоил $0,25, сейчас цена поднялась до $230.
Помимо азартных игр и спекуляций, сейчас не так уж много распространенных способов использования цифровых валют. Появившийся недавно проект PonzICO обещает направить средства, вырученные от размещения своих токенов, на покупку Tesla его основателю. Покупатели токенов смогут проголосовать за цвет машины. Даже это предложение собрало почти $3000.
Альберт Венгер из Union Square Ventures предполагает, что средства, привлеченные через ICO, могут быть использованы для финансирования цифровой инфраструктуры. Протоколы, на которых основан интернет, были созданы десятки лет назад в основном за счет государственного финансирования. Сегодня это программное обеспечение остро нуждается в поддержке, однако никто не хочет платить за общественное благо.
Пионеры интернет-отрасли признали, что технология получит широкое распространение только в том случае, если программное обеспечение будет бесплатным и будет развиваться свободно. Благодаря опенсорсному движению появились библиотеки программного обеспечения, которое разработчики могут просматривать, изменять и распространять без каких-либо трат. Некоторые из самых важных явлений современного цифрового мира созданы с использованием ПО с открытым исходным кодом: Android использует ядро Linux, Mac OS использует FreeBSD, а с помощью OpenSSL шифруются все наши электронные письма и веб-страницы.
Кажется, что должен быть способ извлечь прибыль с помощью продукта, который используют миллионы, но раздачу бесплатного программного обеспечения вряд ли можно признать хорошей бизнес-моделью. Если децентрализованные проекты имеют хоть малейшую надежду на внедрение, они обязательно должны быть бесплатными и открытыми, поэтому цифровые жетоны могут оказаться плохой инвестицией. Но даже финансовые провалы могут принести пользу экосистеме: просто посмотрите, сколько всего было построено во время технологического бума 1990-х.
Люди покупают токены, вероятно, не из соображений благотворительности. Некоторые видят в этом свой шанс стать инвестором нового Uber. Может быть, настоящая ценность бума ICO заключается в том, что он создает иллюзию азартной игры и одновременно позволяет финансировать общественное благо.