Сулят ли недорогие индексные фонды всем нам светлое коммунистическое будущее?
Год назад инвестиционная компания Sanford C. Bernstein & Co. заявила, что «пассивное инвестирование хуже марксизма». На прошлой неделе миллиардер Пол Сингер в интервью Bloomberg отметил, что «пассивное инвестирование способно уничтожить капитализм».
Главной тенденцией последних лет в инвестиционной отрасли остается перетекание активов из активных в пассивные фонды. Биржевые фонды (ETF) растут стремительно и неумолимо. Переход к пассивным стратегиям ускоряется, о чем явно свидетельствует график, подготовленный аналитиком Bloomberg Intelligence Эриком Балкунасом.
Революция в инвестиционной отрасли наблюдается не только в США. В этом году приток активов в европейские ETF имеет все шансы стать самым крупным за последнее десятилетие.
Интерес инвесторов к дешевым биржевым фондам представляет собой настоящую опасность для активных фондов. В совместном докладе аналитиков Morgan Stanley и Оливера Уаймана приводятся оценки, согласно которым к 2019 году доходы отрасли по управлению инвестициями сократятся на 30% в случае, если комиссии продолжат падать, а рыночная доходность — снижаться.
Негативное отношение брокерской и исследовательской компании Sanford и миллиардера-основателя фонда Elliot Management, очевидно, обусловлено попыткой защитить собственный прибыльный бизнес от посягательств низкозатратных конкурентов. Кому нужны дорогостоящие фундаментальные исследования или опыт управляющих хедж-фондов, если инвестор может получить аналогичный доход, отслеживая индекс?
Более аргументированная критика пассивного подхода состоит в том, что с ним действительно связана одна серьезная проблема. Вложение денег в компании независимо от их результатов, рационального расходования средств, реакций на экономические реалии, приводит к тому, что теряется неотъемлемый элемент капиталистической системы.
Впрочем, финансовый дарвинизм начинает проецировать свою эволюционную магию как на чрезмерные аппетиты активных фондов, так и на тернистую проблему корпоративного управления.
В ответ на падение спроса хедж-фондам уже пришлось сократить свои комиссии. Например, вознаграждение крупнейшей публичной управляющей компании мира Man Group с конца 2014 года уменьшилось на треть.
При этом часть денег возвращается в активное пространство. К концу июня активы под управлением Man достигли рекордного уровня в 96 млрд долларов; в пятницу Allianz SE сообщила, что во II квартале чистый приток средств в подразделение Pimco составил рекордные 55 млрд евро (62 млрд долларов). Очевидно, инвесторы сохраняют веру в активных управляющих и их подход, хотя и предпочитают платить более низкие комиссии, чем в прошлом.
Тем временем пассивные фонды начинают осознавать, что вместе с деньгами приходит и ответственность. В мае вице-президент Blackrock Барбара Новик заявила:
«Мы участвуем в заседаниях советов директоров компаний, обсуждаем такие вопросы, как квалификация руководителей, их загруженность, размеры вознаграждения, проблемы экологии. При этом мы не касаемся продукции или вопросов ценообразования».
Конечно, деятельное взаимодействие фондов с компаниями повышает стоимость управления активами. Однако внимание инвесторов к экологическим, социальным и управленческим проблемам постоянно растет, и дополнительные категории расходов кажутся вполне оправданными. Другими словами, инвесторы готовы платить, чтобы пассивные фонды занимали чуть более активную позицию.
Агрессия к пассивному управлению понятна, когда вашему бизнесу угрожает опасность. Но не следует путать революцию с естественной коммерческой эволюцией.