В среду в рамках крупнейшего муниципального банкротства в истории США остров Пуэрто-Рико был помещен под защиту суда — это развязка глубочайшего экономического кризиса, в котором оказалась зависимая территория США с населением более 3 млн человек.
Территория Пуэрто-Рико и ее учреждения задолжали кредиторам 73 млрд долларов — по сравнению с этой суммой бледнеют долги Детройта, в прошлом крупнейшего муниципального банкрота в истории США, прошедшего эту процедуру в 2013 году.
После многих лет экономического спада и обширных заимствований федеральная наблюдательная комиссия Конгресса наконец начала урегулирование отношений острова с кредиторами с Уолл-стрит.
Эта процедура подразумевает соглашение с различными организациями, включая огромные паевые фонды Franklin Resources и OppenheimerFunds, хедж-фонды Aurelius Capital Management и Monarch Alternative Capital, а также страховщиков по облигациям. Потери по облигациям могут оказаться больше ожиданий аналитиков, хотя некоторые инвесторы купили облигации по еще более низкой цене (в среду стоимость облигаций территории почти не изменилась).
Кроме того, это снижает шансы на улучшение отношений с Конгрессом, поскольку пуэрториканские чиновники все же добились помощи, которую американские власти вовсе не жаждали предоставлять. По мнению аналитиков, банкротство может стать поводом для распределения потенциальных ресурсов острова.
В среду Комиссия по финансовому надзору над Пуэрто-Рико, созданная Конгрессом в прошлом году, прибегла к закону, который делает отношения территории с кредиторами компетенцией федерального судьи в Сан-Хуане, столице острова. Процесс реструктуризации будет проходить согласно так называемому «Разделу III», не связанному с американской системой судов по банкротствам.
Сама по себе эта мера вряд ли быстро изменит повседневную жизнь в Пуэрто-Рико — безработица здесь достигает 12%, что вдвое превышает средний по стране уровень.
Растущая бюрократия и высокая стоимость электроэнергии привели к снижению инвестиций, а сокращение правительственных затрат повлекло за собой закрытие самых разных служб: от школ до поставщиков социальных услуг. Кроме того, отъезд части жителей подорвал налоговую базу, еще сильнее сократив бюджет.
Большую часть последнего десятилетия территория находилась в состоянии рецессии. В течение многих лет после Второй мировой войны налоговые льготы помогали индустриализации местной экономики, но в 2006 году Конгресс их отменил — с тех пор Пуэрто-Рико изо всех сил пытался создавать рабочие места.
Рост безработицы привел к ослаблению экономики, и местным лидерам не удалось сократить расходы и увеличить сбор налогов. Вместо этого, чтобы компенсировать недополученный доход, они начали занимать.
Более десяти лет правительство Пуэрто-Рико и муниципальные организации занимали все больше, что позволяло откладывать коренные экономические реформы. В последние годы зарплаты госслужащих сокращались, плательщиков пенсионных взносов становилось все меньше, и сейчас дефицит пенсионного фонда составляет около 45 млрд долларов.
Многие годы инвесторы упускали из виду эти фискальные и демографические проблемы, поскольку облигации Пуэрто-Рико предлагали высокую доходность, а кроме того, они считали, что рано или поздно экономика острова восстановится. В отличие от штатов США, Пуэрто-Рико может выпускать долговые обязательства, не облагаемые федеральными и местными налогами. Это делало облигации острова привлекательными для многих инвесторов паевых фондов, а в последнее время и хедж-фондов тоже.
Но три года назад кредитный рейтинг Пуэрто-Рико был снижен, и территория начала терять доступ к кредитным рынкам, а в 2015 году, когда губернатор острова объявил долги невозвратными, возможность брать кредиты закончилась.
В связи с созданием надзорной комиссии и сокращениями госзатрат в Пуэрто-Рико начались беспорядки. В 2016 году в какой-то момент веерное отключение электричества оставило без света половину острова, а когда прошлым летом на острове был выявлен вирус Зика, у правительства не нашлось средств для борьбы с ним. Среди других примеров можно вспомнить историю с больницей Santa Rosa в городе Гуаяма на южном побережье: она была должна несколько миллионов долларов за коммунальные услуги, и ей внезапно, без предупреждения, отключили электричество — в итоге суд приказал восстановить энергоснабжение.
Когда в прошлом году Комиссия была созвана впервые, вход в таможню имени Александра Гамильтона в центре Манхэттена, где состоялась встреча, окружили около 50 демонстрантов, а позже несколько человек пришлось вывести из зала заседаний — они скандировали «Долой колониализм!».
В понедельник из-за протестов была нарушена работа крупнейшей государственной больницы Пуэрто-Рико, парализовано движение автобусов, а многим организациям пришлось закрыться.
В последнее время власти Пуэрто-Рико вели долгие переговоры за закрытыми дверями, пытаясь достичь соглашения с различными группами кредиторов, каждая из которых требует приоритета при выплатах.
Как сказал представитель хедж-фондов, державших дефолтные облигации, к вечеру вторника договоренность была почти достигнута, но в этот момент надзорная комиссия вмешалась и прекратила переговоры.
В апреле федеральные чиновники одобрили план помощи, подразумевающий сокращение расходов и выплат кредиторам, и действия, предпринятые в среду, — один из шагов в рамках этого плана.
Игнасио Альварес, президент и операционный директор сан-хуанского банка Banco Popular de Puerto Rico, говорит, что реализация плана будет очень болезненной:
«Огромные сокращения в системе здравоохранения и вузах».
Администрация Трампа в общих чертах продолжила реализацию плана, выработанного при Обаме. В феврале министр финансов Стивен Мнухин после встречи с губернатором Рикардо Росселло сказал, что Пуэрто-Рико предстоит продолжение работы с с надзорной комиссией, а в среду представитель министерства финансов заявил, что ведомство поддерживает решение комиссии сослаться на «Раздел III».
Возможно, результатом такого хода станет длительная юридическая борьба — сейчас Уолл-стрит пристально следит за тем, как будут выстраивать отношения с инвесторами другие государственные должники, включая город Чикаго и штат Иллинойс.
От списаний долгов также пострадают страховщики, давшие гарантии по пуэрториканским облигациям на миллиарды долларов — это Assured Guaranty Ltd., MBIA Inc. и Ambac Financial Group.
Обращение к «Разделу III» беспрецедентно, но не неожиданно. По сообщениям осведомленного источника, комиссия дала понять, что не готова рассматривать выплаты кредиторам, превышающие 800 млн долларов в год, выделенных на обслуживание долга.
Срок защиты Пуэрто-Рико от судебных исков истек в понедельник вечером, а никаких договоренностей с кредиторами достигнуто не было, так что во вторник хедж-фонды подали иски в суд, назвав ответчиком губернатора Росселло.
На Уолл-стрит Росселло теперь не любят. Он новичок в политике, кандидатом обещавший погасить долги, сократить правительство и укрепить связи с США. С предыдущей администрацией, возглавляемой Алехандро Гарсиа Падилья, кредиторы воевали, но, по словам Часа Тайсона, вице-президента инвестиционно-банковской фирмы Keefe, Bruyette & Woods Inc, Росселло сначала воспринимали как возможного союзника.
В среду Росселло заявил, что сам просил о банкротстве.
Тайсон говорит: «Судя по всему, медовый месяц закончился, и мы вернулись в исходную точку».