- Повышение ставки ФРС не ударило по рынку акций
- Финансовые условия продолжали смягчаться в последние месяцы
- ФРС необходимо вводить шоковую денежно-кредитную политику
ФРС и Джанет Йеллен могут терять контроль над рынком активов или даже уже его потеряли. По крайней мере, последнее повышение ставки не оказало необходимого влияния на фондовый рынок.
Спустя всего несколько часов после мартовского повышения ставки, когда акции в США выросли до временных максимумов, а доходности бондов падали, в Goldman Sachs отметили эту странность: «Удивительно, что финансовые рынки приняли это заседание как большой горький сюрприз – третья по важности встреча FOMC с 2000 г. вне финансового кризиса была основана на едином движении цен на различные активы».
При этом индекс финансовых условий Goldman резко смягчился, что эквивалентно почти полному упразднению ставки по федеральным фондам. Другими словами, повышение ставки на 0,25 п.п. оказало такое же влияние, как и сокращение на 0,25 п.п.
И это почти наверняка не тот результат, которого добивалась Йеллен, а рынки фактически неправильно поняли ужесточение намерений ФРС. Экономисты Goldman тогда решили предположить, как комитет по открытым рынка отреагирует на эту потенциально нежелательную ситуацию.
Тогда же стало ясно, что, скорее всего, ФРС станет еще более склонной к ужесточению политики.
Почти два месяца спустя, когда стоимость акций достигла новых максимумом, а финансовые условия стали еще хуже, Goldman возвращается к проблеме и пишет, что несмотря на второе повышение ставки и признаки приближающегося баланса, финансовые условия продолжают снижаться в течение последних шести месяцев.
«Наш индекс финансовых условий сейчас примерно на 50 б.п. ниже среднего показателя за ноябрь 2016 года и почти на самых «мягких» уровнях за последние два года», - говорится в обзоре.
Но пока рано говорить о том, что ФРС потеряла контроль над рынком. Скорее регулятор постарается наказать рынок «шоком денежно-кредитной политики», чтобы было ясно, что для отсрочки следующего спада ФРС потребуются еще более жесткие условия.
Очень маловероятно, что денежно-кредитная политика ФРС утратила способность влиять на финансовые условия. Это почти невозможно, да и предпосылок к этому не было. Но чиновникам ФРС предстоит повышать ставки сильнее, если они хотят добиться реального ужесточения.
Но почему тогда финансовые условия смягчились, несмотря на продолжающуюся тенденцию к повышению ставок? Ответ заключается в том, что политика ФРС, особенно политика ФРС, распространяемая в рамках совещаний FOMC, это только относительно небольшая часть факторов, влияющих на финансовые условия.
Другие события, такие как резкий скачок глобального роста, были полезны для финансовых условий в США, повышая цены на рисковые активы и не допуская резкого повышения курса доллара в ответ на более высокие краткосрочные процентные ставки.
Хотя пока не ясно, как будущие изменения со стороны ФРС повлияют на финансовые условия США, нынешнее влияние политики носит более среднесрочный характер. Представители ФРС должны быть в состоянии достичь своих целей в отношении финусловий, изменяя ставку по фондам достаточно сильно.
С декабря повышение ставок ФРС было компенсировано триллионами новых кредитов, созданных в Китае. Но сейчас кредитная экспансия заканчивается, и кредитный импульс Китая стал отрицательным.
В Goldman уверены, что финансовые условия все еще обладают высокой чувствительностью к шокам денежно-кредитной политики, но другие факторы, особенно улучшение глобальной среды, смягчают их.
Весь вопрос в том, какую форум шока выберет ФРС для достижения своих целей.
Согласно модели Goldman, регулятор должен ежегодно увеличивать ставку на 50-75 б.л. для стабилизации экономики при полной занятости.
Примерно это соответствует прогнозу, согласно которому ФРС 3 или 4 раза повысит ставку до конца 2019 г. При этом рынок не ожидает повышения более 1 раза.
Проблема в том, что денежно-кредитный «шок» может привести к резкому падению стоимости активов. И вот этого ФРС вряд ли хочет. Но сейчас даже самые яростные быки, включая Goldman, понимают, что чем дольше ФРС задерживает повышение ставок из-за страха перед неизвестным, тем больший хаос будет на рынке.