Колумнист Bloomberg Шира Овайд о том, есть ли сегодня смысл через слово поминать пузырь доткомов.
Когда я жила в окрестностях Сан-Франциско, предметом каждого спора, не связанного с тостами с авокадо или ценами на недвижимость, был вопрос, не слишком ли раздуты оценки частных технологических компаний. Я считаю, что пузырь есть и был, по крайней мере, это касается цены некоторых компаний и технологических стартапов в портфелях венчурных фондов.
Теперь, когда я живу в Нью-Йорке, я вижу, что финансовый мир в последнее время одержим дебатами о том, не раздувается ли пузырь в технологическом секторе фондового рынка. Один стратег фондового рынка недавно предупредил о «технологической мании».
В разговоре о раздутых ценах на акции технологических компаний приводятся три взаимосвязанных аргумента:
- Сейчас рост фондового рынка США зависит от технологического сектора больше, чем когда-либо за последние 15 лет.
- Инвесторы готовы платить больше за обладание этими акциями.
- Выбор многих из них ограничивается узким списком крупнейших компаний отрасли, таких как Amazon и материнская компания Google
Сопоставляя эти факты, многие эксперты начинают беспокоиться о том, что этот пузырь в технологическом секторе неизбежно сдуется и потянет ли он за собой весь бурлящий ныне фондовый рынок.
Понятно, почему финансовый мир не может перестать говорить о технологическом секторе. На него сейчас приходится почти четверть общей рыночной стоимости индекса S&P 500. По данным Bloomberg, это максимальная доля с начала 2001 года. Стоит отметить, что в рамках индекса S&P 500 Amazon не считает классифицируется как технологическая компания. С ее учетом доля сектора была бы больше.
Кроме того, по данным исследования Bank of America Merrill Lynch, деньги льются в сектор со скоростью, не виданной в последние 15 лет. Еще одна причина ралли в секторе — пенсионные фонды, покупающие акции и покрывающие короткие позиции. Инвесторы пока не платят за акции те заоблачные деньги, которые они были готовы отдавать в конце 1990-х во время пузыря доткомов. Однако, согласно подсчетам Pavilion Global Markets, сейчас отношение оценки множества технологических компаний к их прибыли до налогов выше, чем было с начала 2004 года.
Чем чаще мы говорим о вещах, которые не происходили с этим сектором с начала 2000-х, тем яснее, что мы живем в странное время.
Каждый раз, когда в технологическом секторе рынка появляется пузырь, люди начинают спорить, похож ли он на то, что происходило в 1999 году. Сейчас не 1999 год. Однако из этого не следует, что стремительно выросшая стоимость таких компаний, как Apple (NASDAQ: Apple `AAPL`), Netflix (NASDAQ: Netflix `NFLX`), Nvidia (NASDAQ: NVIDIA Corporation `NVDA`) и Amazon устойчива. Я не буду пытаться предсказать будущее, но одна вещь вполне очевидна — чрезмерная мощь технологических компаний будет стимулировать глобальный рост и рынки акций.
Разговоры о пузыре на рынке вряд ли прекратятся. В мае Apple стала первой американской компанией, достигшей капитализации 800 млрд долларов. Теперь идет борьба за следующий рекорд — 1 трлн долларов капитализации. Кто первым достигнет его? Будет ли это Apple, Alphabet или Amazon? Ни у одной компании из других секторов, кроме, пожалуй государственной нефтяной компании Саудовской Аравии Saudi Aramco сейчас нет на это шансов.