Кровопийцы-банкиры, высасывающие кровь у народа – устоявшийся образ у населения страны.
Вроде бы верно – высокие проценты, страдают люди, особенно те, кто брали кредиты в иностранной валюте.
Но есть другая категория «кровопийц», о которой часто забывают. Это частные ростовщики.
FED.az предоставляет интервью с ведущим банковским юристом Азербайджана Акрамом Гасановым.
- Насколько актуальна эта проблема для Азербайджана?
- Начну с того, что эта проблема была весьма актуальна в начале 90-- годов прошлого века, да практически и до конца 90-х, когда наша банковская система была в зачаточном состоянии, не было потребительского бума.
Но в начале 2000-х банки начали выдавать потребительские кредиты и бизнес частных ростовщиков, в принципе, заглох.
А уж после 2006 года, когда банки начали воевать за клиентов, и всем подряд выдавали потребительские кредиты, ни о каких ростовщиках и говорить не приходилось.
К ним просто не обращались, они же давали под очень высокие ставки. Если вернуться в 90-е годы, то тогда МЕСЯЧНАЯ ставка ростовщиков доходила до ГОДОВЫХ процентов банков.
- Но в последние годы что-то поменялось…
- Да, в последние несколько лет, особенно после 2015 года, с начала банковского кризиса в Азербайджане, ростовщики «воскресли».
Это было связано с тем, что банковские кредиты для людей стали недоступны.
- А кто будет брать у ростовщиков кредиты под 10 процентов в месяц (120% годовых)?
- Это те люди, которым терять нечего. Закрывают старые долги, набирая новые…
Здесь надо отметить, что определенные структуры «институциализировали» этот бизнес. Раньше ростовщики, даже если обращались в правоохранительные органы с жалобами о невозврате кредита, то ничего не говорили о процентах.
- А договора, они же порой заключались?
- И в них не было ничего сказано о процентах. Так как ростовщики боялись, что их обвинят в незаконной предпринимательской деятельности. И это не безосновательно, по статье 192 УК Азербайджана немало людей в свое время были осуждены.
(192 УК Азербайджана - Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики, либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования или используя без специального разрешения предметы, гражданский оборот которых ограничен, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, а также совершенное с получением дохода в значительных размерах – ред.)
- А что же изменилось сейчас? Почему частных ростовщиков стало больше?
- А дело в том, что они совершенно спокойно стали включать в письменные договора условия по процентам. И наши суды стали это признавать. И основную сумму надо выплатить, и проценты. Есть судебные решения.
Официальные структуры фактически признали их. Но что интересно: ростовщики не платят налоги!
Если сравним с банками, то они худо-бедно платят налоги со своей прибыли. А ростовщики – нет.
Подает в суд ростовщик на кого-то, мол он мне не платит проценты. Суд выносит решение в пользу ростовщиков. Но никто не спрашивает: А где налоги?!
На мой взгляд, правоохранительные органы и суды должны этим заниматься, даже не столько Министерство налогов.
- Но если ростовщики «вне системы», то они могут прибегать и к «внесистемным методам»?
- Именно так. Конечно, они не брезгуют и услугами коллекторов (к услугам прибегают порой и банки). Но используются и другие методы…
- Какие? У Вас есть примеры?
- Вот, сейчас, у меня сейчас дело (таких очень много, я просто расскажу немного об одном).
На острове Пираллахи (бывший Артем) действуют два брата-ростовщика – А.Н. и А.Э. Они свой бизнес ничуть не скрывают. Даже в электронной государственной судебной системе о них есть информация. Тот же А.Э. судится с таким количеством заемщиков, что ему может позавидовать любой банк!
Через суды выбиваются деньги, но, вновь повторюсь, никто не задается вопросом о выплате налогов со стороны ростовщиков.
Одно из дел – А.Н. (кстати, бывший сотрудник Международного банка) судится сейчас с гражданкой Азербайджана Панфиловой Валерии Викторовной, которой выдал кредиты. Был письменный договор под проценты, и он открыто пишет там. В тексте 3% процента, а де факто 5%. Есть у нас и аудиозаписи бесед, которые предоставили сами ростовщики (!) и на них слышно, как женщину пугают, на нее давят!
Так вот, гражданка Панфилова долгие годы ему платила по процентам, но не брала расписок…
- Почему же?
- Увы, такое происходит часто. Те, кто работают с ростовщиками, берут у них деньги под расписку, а возвращают просто доверяя. Но что интересно, ростовщик в данном случае даже не отрицает, что Панфилова ему платила проценты!
Тут уже в ход правоохранительные органы вступили. Ростовщик нашел неких людей, которые обвинили женщину в том, что она у них занимала под проценты, а средства она, якобы, должна была их вложить в ломбард как депозит. Но разве ломбард принимает вклады?! В договоре долга ни слова о ломбарде!
Об этом примере можно говорить долго. Получается, что любой может обвинить любого в том, что тот занял денег и не вернул? Это же абсурдная ситуация!
- Получается, что ростовщики имеют влияние в правоохранительных органах?
- Сами судите. Я своим глазам не поверил, когда прочитал обвинительное заключение, где было написало: «На основе слов…».
Что еще тут сказать? Пожалуй, то, что ростовщики «круче» чем банки, при том, что занимаются незаконной предпринимательской деятельностью.
@MEDİA.AZ